Семья в системе российских ценностей

Идеальная семья в представлении россиян – традиционная семья, в которой царят гармония и благополучие.

МОСКВА, 22 ноября 2024 г.  Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о традиционных российских ценностях, проведенного по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).

Уходящий 2024-й г. был объявлен в России Годом семьи. Это решение стало важным шагом в поддержке семейных ценностей и укреплении института семьи в российском обществе. В течение года проводились различные мероприятия, направленные на популяризацию семейных ценностей, поддержку родительства и взаимопонимания между поколениями. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, о том, что 2024-й год объявлен в нашей стране Годом семьи знают шесть из десяти россиян (62%). В мероприятиях, проводимых в рамках Года семьи, участвовали 16% наших сограждан, что не помешало укреплению представлений о традиционных семейных ценностях.

Именно создание счастливой семьи (наряду с крепким здоровьем) россиянам видится главной жизненной целью (56% и 58% соответственно). В числе популярных ответов оказались также такие цели как иметь надежных друзей и заниматься любимым делом (по 31%), иметь интересную работу (26%) и побывать в разных странах мира (25%).

Абсолютное большинство наших сограждан выступают за сохранение традиционных семейных ценностей, культуры материнства и отцовства, поддержку многодетности (84%). Альтернативная точка зрения, согласно которой держаться за традиционные семейные ценности не стоит ввиду их изменчивости близка лишь каждому девятому (11%).

Под традиционными российскими ценностями россияне в первую очередь понимают крепкую семью (51% ответов, в том числе «семья, дети / забота о детях / многодетные семьи» - 41%, «союз мужчины и женщины» - 3%, «уважение старших / забота о пожилых» - 3%, «воспитание» - 3% и др.), патриотизм (31% ответов, в том числе «любовь к Родине / отечество / патриотическое воспитание / гордость за страну» - 12%, «единство народов России / многонациональность / сплоченность» - 9%, «историческая память и преемственность поколений» - 7% и др.), а также взаимопомощь, гуманизм (26% ответов,  в том числе «взаимопомощь и взаимоуважение / поддержка» - 7%, «дружба / дружелюбие / гостеприимство» - 5%, «гуманизм / человеколюбие / доброта» - 5%, «нравственность / порядочность / ответственность» - 3%, «справедливость» - 2% и др.).

Идеальная семья в представлении россиян – традиционная семья  Читайте  ВЦИОМ. Новости: Семья в системе российских ценностей 

Семья как ценность

Идеальная семья в представлениях россиян – многодетная, уделяющая большое внимание воспитанию детей и передаче традиций

МОСКВА, 24 января 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, проведенного по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), на тему семейных ценностей.

Ценность #1 Ключевое место в нашей ценностной системе координат занимает крепкая семья (67%, октябрь 2023 г. – 68%). Она лидирует в ответах наших сограждан вне зависимости от уровня образования, места проживания, пола, возраста и материального положения, тем самым являясь связующим звеном различных слоев российского общества. Словами дело не ограничивается – для большинства опрошенных создание новой ячейки общества – не просто важнейшая ценность, а жизненная цель (87%). Судя по ответам, понимание этого приходит с возрастом: чем старше респондент, тем чаще он разделяет данную точку зрения («одной из важнейших целей для человека является создание семьи») – среди молодежи 18-34 лет – в 70-77% случаев, среди перешагнувших 60-летний рубеж – в 94%.

На страже традиций. В представлениях россиян традиционная семья неподвластна времени – она всегда была, есть и будет нужная человеку, потому что в ней легче выжить (85%). Большинство также согласны с тем, что как бы не менялся мир традиционная семья всегда будет современной (82%). Поэтому сохранение преемственности семейных традиций в целом и традиционных семейных ценностей в частности (в том числе культуры материнства и отцовства, многодетности) находит поддержку у большинства опрошенных (76% и 82% соответственно).  Читайте - ВЦИОМ. Новости: Семья как ценность 

Творческие династии - вчера и сегодня

Творческие династии — это не только продолжение традиций, но и старт для карьерного взлета. Семь из десяти россиян уверены, что семейная поддержка в профессии помогает добиться успеха.

МОСКВА, 25 декабря 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о профессиональных династиях; ответы всех россиян сравниваются с выделенной подвыборкой специалистов, занятых в творческой сфере, а также с результатами отдельного опроса творческой молодежи, входящей в арт-кластер «Таврида».

Профессия по наследству. Профессиональные династии — это семьи, в которых традиция заниматься одной и той же профессией передается из поколения в поколение. Они представляют собой уникальное явление, объединяющее семейные ценности и профессиональную идентичность. Такие династии встречаются в самых разных сферах: от медицины и образования до военной службы и ремесел. Распространенность этого феномена в российском обществе скорее высока: наличие в своей семье профессиональной династии (три и более поколений, работающих в одной или близких профессиональных областях) отметили 14% опрошенных россиян, то есть каждый седьмой.

Для творческой сферы[1] показатели сопоставимы, но чуть выше: 18% среди россиян, занятых в творческих направлениях, и 19% в целевой группе «творческая молодежь»[2], это примерно каждый пятый-шестой. Такие показатели подчеркивают особую роль династий в культурных и творческих профессиях.

При этом наличие в семье династии не гарантирует ее продолжения: только 9% россиян сообщили, что продолжают семейную традицию в профессиональной сфере, среди занятых в творческой сфере таких 13%, среди творческой молодежи — 7%.

В целом профессиональные династии остаются важной частью профессиональной структуры российского общества. Однако даже среди творческой молодежи далеко не все готовы следовать по стопам старших поколений.

Семейное дело. В отличие от профессиональных династий в других сферах, творческие династии часто «на слуху» и «на виду», что может влиять на особое к ним отношение. Миру известны российские музыкальные династии (Шостаковичи, Скрябины, Дунаевские), актерские (Янковские, Михалковы, Бондарчуки) и художественные (Брюлловы, Кустодиевы, Рерихи). В целом профессиональные творческие династии воспринимаются скорее позитивно — 40% россиян отметили, что читайте - ВЦИОМ. Новости: Творческие династии — вчера и сегодня 

Традиции в эпоху перемен

Главные традиционные ценности в нашей стране по мнению россиян – это крепкая семья, любовь к Родине и культура.

МОСКВА, 28 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о традиционных ценностях.

Семья и Родина – едины! Индивидуальная система ценностей всегда связана с ценностями, присущими историческому прошлому и обществу. Это своего рода общий знаменатель, объединяющий наши интересы, запросы и ориентиры. В стремительно меняющемся мире ценности помогают нам сформировать идентичность, сохранить культуру и найти баланс между традициями и современностью.

Ответы россиян на вопрос о том, какие ценности являются традиционными для нашей страны, можно сгруппировать следующим образом:

  • Семья (45%) – крепкая семья, союз мужчины и женщины, вклад в воспитание детей и уважение к старшим.
  • Патриотизм (23%) -  любовь к стране, осознание единства народов России, уважение к исторической памяти, готовность служить Отечеству.
  • Гуманность (17%) - взаимопомощь и взаимоуважение, человеколюбие, нравственность, справедливость и дружелюбие.
  • Национальная культура и религия (16%) - русская культура, искусство, национальные праздники, а также религия, духовность и православие

В целом, перечисленные ценности отражают основные аспекты российской идентичности и тесно связаны с историей и культурой России.

Традиции vs. современности Достичь баланса между традиционными ценностями и современностью не всегда просто. С одной стороны, традиционные ценности укоренены в наших этических, нравственных и социальных убеждениях. С другой, современный мир постоянно бросает нам вызовы, предлагая пересмотреть привычные идеалы и ориентиры. Как показал опрос ВЦИОМ, наши сограждане в большинстве случаев предпочтут следовать традиционным духовным принципам, даже если они противоречат современной реальности – 65% (2020 г. – 63%). Выбирают путь современности 25%, каждый четвертый (-5 п.п. к 2020 г.). С тезисом о том, что не стоит слишком держаться за традиционные ценности: жизнь не стоит на месте, и те, кто не в ладах с современностью, с духом времени, всегда будут в проигрыше, соглашаются треть россиян (34%, -11 п.п. к 2020 г.). Но большая часть не согласны с этим (54%, +5 п.п. к 2020 г.).

Дилемма «традиционного-современного» обнажает поколенческий конфликт. читайте -  ВЦИОМ. Новости: Традиции в эпоху перемен 

Год семьи 

Собраться в кругу семьи за праздничным столом, нарядить елку и обменяться подарками — без этого Новый год для россиян не состоится.

МОСКВА, 20 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о семейных традициях и о том, чего наши сограждане ждут от Года семьи.

Год семьи — это... Времена могут меняться, но значение семьи остается неизменным — в ней мы находим поддержку, уют, счастье и смысл жизни. Следующий 2024 год в нашей стране объявлен Годом семьи, и ВЦИОМ выяснил, что это значит для наших соотечественников.

Год семьи для россиян — это государственное участие в форме социальной поддержки, направленной на рост благосостояния семьи (29%), а также в форме мероприятий, внимания и заботы о благополучии семьи, детей, молодежи и пожилых людей (29%). В числе других ожиданий от государства и общества — укрепление института семьи, улучшение демографии и популяризация традиционных семейных ценностей (16%). А также улучшение системы здравоохранения и рост сплоченности в обществе (по 6%).

Россияне связывают Год семьи не только с государством и обществом, но и с собой, своей семьей. Кто-то отмечает, что для него каждый год — это год семьи, ведь семья всегда на первом месте (22%), а для кого-то объявление Года семьи стало напоминанием о важности проводить больше времени с близкими (13%). Есть и те, кто решил в будущем году устроить личную жизнь, завести семью, вступить в брак (3%). Кроме этого наши сограждане отметили, что объявление следующего года Годом семьи вызвало у них положительные эмоции, радость, счастье, надежду на лучшее и уверенность в будущем (26%

Время с родными . Совместное время с родными — это уникальная атмосфера и теплые моменты, которые укрепляют взаимоотношения и создают семейные воспоминания. Подавляющее большинство россиян проводит время с семьей (90%), причем самыми разными способами. Часть россиян предпочитают спокойный, домашний семейный досуг — отдых и общение с близкими дома (26%), встречи с родными, в том числе походы в гости друг к другу (20%), чтение книг, настольные игры, совместные хобби (14%), а также просмотр ТВ, фильмов и сериалов (12%), совместное выполнение домашних дел (7%).

Другие выбирают активное времяпрепровождение: прогулки на свежем воздухе, выезд за город (37%), туризм и путешествия (13%), работа на даче (9%), а также спортивные занятия, катания на снегоходах, лыжах или коньках (8%). Часть наших сограждан проводят время с семьей в совместных выходах — культурных (19%) или развлекательных, в том числе на шопинге (12%).

Новогодние традиции. Новый год — особенное время, когда семьи собираются за одним столом, чтобы отметить праздник вместе. Создать атмосферу тепла и уюта помогают семейные новогодние традиции, среди которых на первом месте встреча Нового года, когда рядом собираются родители и дети, братья и сестры, представители разных поколений (44%).  читайте - ВЦИОМ. Новости: Год семьи 

Ценности молодежи

Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи: высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу.

МОСКВА, 14 декабря 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.

Идентичность молодежи. Молодежь – особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценностей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи. Подавляющее большинство молодых россиян 14-35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ – 83% (- 7 п.п. к 2021 г.). 

История страны и история семьи. Три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20% или каждый пятый, а об истории своей семьи – 24%, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу 18-24 лет – 80%, а о семье - на группу 14-17 лет – 79%. В младшей молодежной группе сохраняется на высоком уровне авторитет старших членов семьи – родителей, бабушек и дедушек, 57% стараются прислушиваться к их мнению и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом показатель составляет 44%, треть (32%), напротив, отмечают, что взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений (максимум среди 18-24-летних и 30-35-летних – 36% и 35% соответственно). При этом 91% российской молодежи признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно») читайте ВЦИОМ. Новости: Ценности молодежи 

Цирк на сцене и за кулисами 

Россияне гордятся своим цирком и считают его неотъемлемой частью национальной культуры и семейных традиций. Почти каждый россиянин хотя бы раз посещал цирковое представление, чаще всего в кругу семьи или вместе с детьми.

МОСКВА, 14 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о цирке и цирковом искусстве по заказу Союза деятелей циркового искусства.

Добрая семейная традиция. Необыкновенный, удивительный, захватывающий, яркий, веселый — все это о цирке. Как верно подметил В. Лебедев-Кумач: «Под куполом цирка никто не скучает и все мы похожи слегка на детей. Под куполом цирка уходят печали, и все мы моложе, и все веселей!» Воспоминания и впечатления от цирка есть практически у каждого россиянина: 94% отметили, что когда-либо были в цирке. В том числе каждый пятый (20%) в течение последних двух лет, хотя большая часть (61%) бывали там более шести лет назад (среди молодежи до 24 лет и опрошенных старше 60 лет — 68 и 67% соответственно). Недавних посетителей цирка (в течение последних двух лет) больше среди женщин (24% vs 17% среди мужчин), а также среди россиян в возрасте 25–59 лет (24–25%), что, по-видимому, связано с традицией посещения цирка с детьми.

О том, что цирк остается местом семейного досуга, способом совместного времяпрепровождения с детьми, говорят и следующие цифры: 44% посетителей цирка бывали там с детьми, 40% — с семьей. читайте ВЦИОМ. Новости: Цирк: на сцене и за кулисами 

9 мая и память о Великой войне

МОСКВА, 7 мая 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного к годовщине Великой Победы.

Главный праздник. 9 Мая — особая дата в жизни нашей страны, ее главный исторический праздник. В этот день мы отдаем дань безмерного уважения и благодарности советскому народу, выстоявшему в кровопролитной войне против немецко-фашистских захватчиков. Празднование Дня Победы — «радость со слезами на глазах», это не только память о героическом прошлом, но и напоминание о той высокой цене, которую заплатил советский народ. Сегодня большая часть россиян (61%) называет День Победы самым важным для себя праздником. Начиная с 2018 г. именно 9 Мая возглавляет рейтинг важных для россиян праздников, опережая Новый год и Пасху. Однако в последние годы значимость этой даты снижается (2018, 2020 г. — по 71%, 2021 г. — 69%, 2022 г. — 67%, 2023 г. — 65%). Возможно, на это повлияла насыщенность жизни глобальными событиями, такими как пандемия, специальная военная операция, а также отказ от проведения праздничных парадов и шествий «Бессмертного полка» вследствие этих причин.

Голоса истории, голоса Победы… Память о Великой Отечественной войне продолжает жить не только в исторических документах и кинохрониках, но и в личных семейных историях и воспоминаниях об участниках войны. Девять из десяти наших сограждан говорят в своей семье о Великой Отечественной войне, и в последние годы показатель вырос (2018 г. — 81%, 2024 г. — 89%).  Таких разговоров практически не бывает в семье у каждого десятого (2018 г. — 19%). Каждый второй (45%, +6 п.п. к 2023 г.) также много знает о родственниках — участниках Великой Отечественной войны из рассказов своих близких, семейных архивов, писем, фото. На протяжении всего периода наблюдений за последние 20 лет этот вариант в ответах лидирует, а значит, семейные традиции устных рассказов об участниках войны остаются, хотя живых ее свидетелей становится все меньше. Существует определенный разрыв в передаче памяти между поколениями. Чем старше россияне, тем лучше они знают или помнят своих близких, которым довелось побывать на фронте. Если среди поколения оттепели — тех, кто ближе всех к событиям страшной войны, — больше половины хорошо осведомлены о близких, участвовавших в Великой Отечественной войне (56%), то среди зумеров таких в два раза меньше (27%) - читайте ВЦИОМ. Новости: 9 мая и память о Великой войне 

Семья в системе ценностей россиян 

Создание крепкой семьи входит в топ-3 жизненных устремлений россиян, а в молодежной группе 18-35 лет эта цель является доминирующей

МОСКВА, 6 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о главных ценностях и жизненных устремлениях россиян в возрасте 14 лет и старше. Исследование проведено в партнерстве с Российским обществом «Знание».

Семья как ценность . Крепкая семья – одна из пяти ключевых ценностей россиян – свидетельствуют результаты апрельского исследования ВЦИОМ, в ходе которого опрошенным предложили оценить важность восемнадцати принципов/жизненных ценностей по шкале от 1 (совсем не важная) до 7 (очень важная). Народный рейтинг возглавила человеческая жизнь – на максимальную оценку ее важность оценили 84% наших сограждан. На одной оси ценностной системы координат оказались: справедливость (оценку «7» поставили 74%), человеческое достоинство (73%), крепкая семья (72%), а также взаимопомощь и взаимоуважение (71%).

Сначала душевное равновесие, потом семья. Крепкая семья также входит в топ-3 ключевых целей, к которым сегодня стремятся россияне. При этом лидирует в жизненных стремлениях забота о ментальном здоровье, в частности обретение гармонии и душевного равновесия (47%). Около трети опрошенных стремятся быть полезными обществу, стране (34%) и создать крепкую семью (32%). Последняя цель больше всего откликается молодежи 18-35 лет – 49%.

Материальные и карьерные амбиции на сегодняшний день в приоритете у каждого четвертого: 28% ответили, что хотят добиться высокого дохода, 25% - стать высококлассным специалистом. Философия гедонизма близка каждому пятому: жить в свое удовольствие намерены 19%, что почти вдвое меньше, чем желающих приносить пользу своей стране (vs. 34%). То есть, альтруистические устремления в российском обществе выражены сильнее. Прошлогодний опрос ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 россиян в возрасте 18 и старше, также показывает, что за последние пять лет россияне стали чаще замечать альтруистические порывы в окружающих и реже видеть в них эгоизм.

Каждый десятый хотел бы создать что-то новое, уникальное, сделать открытие (10%),читайте - ВЦИОМ. Новости: Семья в системе ценностей россиян 

Семьеведение в школе: за и против

Шесть из десяти россиян скорее поддерживают появление «Семьеведения» в школьной программе. Наибольшей поддержкой новый курс заручился у «семейных» россиян и родителей школьников.

МОСКВА, 2 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что думают россияне о появлении в школах нового предмета «Семьеведение».

Год семьи в сфере образования В наступившем учебном году школьная программа в России пополнилась сразу несколькими новыми дисциплинами. В их числе – образовательный курс «Семьеведение», преподаваемый ученикам 5-9 классов в рамках «Разговоров о важном» или внеурочной деятельности. Несмотря на то, что курс стартовал сравнительно недавно, российское общество демонстрирует о нем неплохую осведомленность, пока преимущественно фоновую. Согласно сентябрьским данным ВЦИОМ, почти половине россиян в разной степени известно о том, что подрастающее поколение будут учить основам семейной жизни (45%): в том числе 28% наслышаны об этом и только 17% знают. Впервые узнали о появлении «Семьеведения» в российских школах в ходе опроса 55%, среди мужчин и представителей старшего поколения 60+ лет таких насчитывается 61% и 60% соответственно.

Лучше других о новом образовательном курсе осведомлены работники бюджетных организаций (58%), в частности – работники сферы образования, среди которых уровень информированности достигает максимальных 71%. Впрочем, даже в этой группе пока остаются те, кто слышит об этом нововведении впервые (29%). А вот наличие детей/внуков школьного возраста, в отличие от сектора занятости, не отражается на уровне информированности: родители (бабушки/дедушки) школьников знают о нем немногим больше «бездетных» (47% и 42% соответственно) Читайте - ВЦИОМ. Новости: Семьеведение в школе: за и против

Тени (не)забытых предков 

В каждой второй российской семье сохранились реликвии, передаваемые по наследству, в каждой третьей есть генеалогическое древо.

МОСКВА, 31 августа 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о семейной памяти россиян. 

Праздный интерес или нечто большее? История семьи — своего рода отражение истории страны в миниатюре. Осведомленность о судьбах предков позволяет не только пролить свет на происхождение, ценности и уклад жизни своей семьи, но и осознать свою причастность к судьбе целой страны. Согласно результатам опроса, история своей семьи в той или иной степени интересует 9 из 10 россиян (92%, 2018 г. — 93%), в том числе 48% заявили об этом с полной уверенностью, они целенаправленно стараются узнать больше о своих предках. Не делают этого, хотя и заинтересованы в информации —  44%. В Северо-Кавказском федеральном округе доля проявляющих интерес к своим корням близка к абсолютной — 98%.

Отношение к прошлому своей семьи обусловлено возрастом. Чаще других подробно изучают семейную историю - читайте ВЦИОМ. Новости: Тени (не)забытых предков

Разводы в России: мониторинг

Материальные сложности, отклоняющееся поведение и проблемы в коммуникации — три наиболее частые причины разводов в наше время. 

МОСКВА, 24 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян на тему разводов.Одному хорошо, а в семье лучше. Семья — важнейший социальный институт. Она служит тылом и опорой в трудные времена, источником поддержки, заботы и любви. Согласно полученным результатам, россиян, как и в прежние годы, больше привлекает создание семьи, нежели одиночество (84% vs. 8%). В большинстве своем речь идет об официально зарегистрированном браке — 73% (2017 г. — 78%, 2019 г. — 77%, 2021 г. — 71%), в то время как сожительству без регистрации отдают предпочтение только 11%, популярность такой формы отношений за последние семь лет нисколько не выросла (2017 г. — 12%, 2019 г. — 11%, 2021 г. — 10%). Фиктивный брак, заключаемый без намерения создать семью, россиян по-прежнему не привлекает, на протяжении всего периода наблюдений этот ответ набирал не более 2% (2024 г. — меньше 1%).

Чем старше респондент, тем чаще он выступает за традиционный зарегистрированный брак: максимум его сторонников зафиксировано в поколении оттепели — 85% (vs. 64-62% в двух самых младших поколениях). Молодежь в этом вопросе, напротив, чуть более раскрепощена, и даже, быть может, свободна от стереотипов: 16-18% из числа зумеров и младших миллениалов допускают незарегистрированные отношения, 14-15% вовсе полагают, что в наши дни предпочтительнее жить одному. Представители самого старшего поколения оттепели не признают ни то, ни другое (1% и 3% соответственно) читайте  - ВЦИОМ. Новости: Разводы в России: мониторинг